Стиль Рококо

В эпоху правления Людовика XV, во времена «грез, мечтаний и интриг» достиг своего расцвета утонченно изысканный и грациозный стиль РОКОКО. Интерьерам Рококо присущи легкость, игривость, некоторая жеманность и абсолютное отсутствие прямых линий и симметрии в композиции.

Название стиля рококо происходит от французского термина «рокайль», который обозначает природные узоры на морских раковинах, облаках и цветах, что и характеризует основные черты стиля: асимметричные изогнутые формы, затейливые лепные орнаменты, приверженность к сложным переплетениям узора.

Стены и потолок в стиле рококо соединены посредством падуги, создавая иллюзию единой поверхности, которая декорировалась орнаментом в виде переходящих узоров. Дверным и оконным проемам придавали округлую форму, поддерживаемую декоративными панно на стенах, овальными рамами зеркал, медальонами с растительным рисунком внутри. Интерьер принимает отчетливо женский, почти капризный характер, акцентируя внимание на изобилие замысловатых декоративных элементов, плавности линий мебели, почти эротическом звучании обстановки.

Стремление к созданию комфорта, уюта проявляется во всем. Нежный цветовой колорит для стен и потолка (жемчужного с розовым, голубым, салатовым). Мягкие диваны, кресла, всевозможные пуфы, канапе, богато украшенные бронзовыми накладками, пришедшими на смену резьбе, призваны были подчеркнуть атмосферу камерности, уюта. Играющий теперь в большей степени роль декоративного украшения, центром композиции в гостиной по-прежнему служит невысокий камин, на мраморной полке которого размещаются позолоченные или бронзовые канделябры, часы, различные статуэтки. Композицию завершает зеркало, помещенное над камином.

Отдавая дань пристрастию средневековому китайскому искусству, широкое применение получили расписные передвижные ширмы, с помощью которых так легко изменить пространство, добавив элемент интимности.

Излюбленным украшением домов стали гобелены, выполненные в пастельных тонах, с изображением пагод, цветов, сюжетов из жизни китайских императоров. На смену золотой и серебряной посуде, пришли столовые сервизы из тончайшего китайского фарфора. Именно в это время возникает культура чаепития и красивой сервировки стола. Сюжетные или тематические фарфоровые статуэтки стали неотъемлемой частью изысканного и элегантного интерьера, присущего стилю рококо. Это экзотическое направление получило название Шинуазери («китайщина»).

В обстановке господствуют всевозможные «женские штучки»: фарфоровые статуэтки, лаковые шкатулки, зеркала в роскошных бронзовых или позолоченных рамах, вазы. Именно стиль рококо привнес в интерьер такое новшество как аквариум.

Несмотря на то, что изначально рокайль был способом оформления интерьера гротов, фонтанных чаш, беседок по берегам прудов, стиль, получив название «живописный вкус» и претерпев немало изменений, с успехом стал применяться в создании изысканной обстановки в домах знатных вельмож.

Приветливый, уделяющий большое внимание мифологии в своих деталях, самый уютный и интимный из всех классических стилей, рококо царствовал во Франции во времена, получившие название «временем Купидона и Венеры».